КРОВНОЕ ДЕЛО ПРОФСОЮЗА

Кровное дело профсоюза

Оно заключается в том, чтобы противостоять попыткам переложить последствия экономического кризиса на плечи медиков

2009 г. объявлен в Профсоюзе работников здравоохранения го­дом проведения отчетно-выбор­ной кампании. Это будет в бук­вальном смысле слова смотр профсоюзных сил, их активнос­ти и боевитости за неукосни­тельное соблюдение трудовых прав и интересов каждого работ­ника здравоохранения, каждого трудового коллектива....

А завер­шится кампания V съездом в мае 2010 г. Что профсоюзу и его организациям удалось сделать, какие проблемы еще не решают­ся, какие стоят задачи - об этом состоялся разговор корреспон­дента «МГ» с председателем Профсоюза работников здраво­охранения РФ доктором меди­цинских наук Михаилом Кузьменко.
- Михаил Михайлович, хоте­лось бы, как говорится, из пер­вых уст узнать, что даст профсо­юзу проведение отчетно-выбор­ной кампании?
- Прежде всего возможность за­явить о целях и задачах, проинфор­мировать трудящихся об итогах своей деятельности и намерениях на перспективу, привлечь обще­ственное внимание к проблемам здравоохранения и работников от­расли. Предметом серьезного об­суждения будут вопросы, связан­ные с оплатой труда.
Именно в этот отчетный период здравоохранение, да и вся бюджет­ная сфера, оказались на перелом­ном этапе, когда были отменены четкая единая система и централи­зация в условиях и уровнях оплаты труда, в которой мы все в течение длительного времени работали. Несмотря на все ее недостатки, она обеспечивала единые принципы и гарантии в построении систем оплаты труда работников. Нам всем пришлось учиться работать в новых условиях реализации принципов разделения полномочий органов управления разных уровней, в час­тности здравоохранения. По-ново­му были поставлены проблемы и перед властями.
- В чем здесь проявилась по­зиция профсоюза?
- Средняя зарплата по отрасли значительно отстает от средней по народному хозяйству, а для значи­тельной части не достигает прожи­точного минимума. Поэтому основ­ным направлением нашей деятель­ности продолжала оставаться ра­бота по повышению размера зара­ботной платы.
Показательна ситуация, сложив­шаяся в 2007 и 2008 гг., после ут­верждения правительством страны новых принципов и подходов к по­вышению заработной платы в бюд­жетной сфере: вместо индексации окладов средства федерального бюджета были направлены на уве­личение выплат стимулирующего характера. Мы понимали, что на фоне крайне низкого уровня сло­жившейся заработной платы,прак­тически полного отсутствия госу­дарственных гарантий по ее струк­туре, размерам тарифной и надта­рифной части такой подход не мо­жет обеспечить гарантированного повышения заработной платы каж­дого работника даже на величину инфляции. Именно поэтому мы вы­разили категорическое несогласие с такими подходами, что позволи­ло, пусть в незначительной степе­ни, но выправить ситуацию. В ре­зультате приказами Минздравсоц-развития России надбавки были установлены всем категориям ра­ботников, в единые сроки и в еди­ных размерах - в сентябре 2007 г.
- 15% к окладу, а с февраля 2008 г.
- 14% к заработной плате в полном объеме.
Да, это не то повышение, кото­рого ждал каждый наш работник! Да, оно даже в незначительной сте­пени не соответствует напряжен­ности и степени социальной значи­мости их труда. Но ведь и этого до­биться было крайне трудно.
Еще одна реальная проблема сложилась в федеральных учреж­дениях высшего медицинского образования и науки. В связи с исключением из общей суммы зара­ботной платы работников, к кото­рой должна быть установлена сти­мулирующая выплата в размере 14% с 1 февраля 2008 г., размеров надбавок за должности доцента и профессора (соответственно 40% и 60% к окладу), а также размеров доплат за ученую степень доктора наук и кандидата наук (соответ­ственно 7 тыс. руб. и 3 тыс. руб.), установленных соответствующим федеральным законом. Совет Ас­социации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, активным членом которой являет­ся наш профсоюз, выразил катего­рическое несогласие с таким огра­ничением размера стимулирующей надбавки к заработной плате.
Неоднократное рассмотрение этого вопроса на РТК, письма к председателю Правительства РФ, в Рострудинспекцию, которая про­вела мониторинг ситуации на мес­тах, в Генпрокуратуру РФ дали по­ложительные результаты. По пред­ставлению Генпрокуратуры РФ разъяснение Минздравсоцразви-тия России, противоречащее зако­нодательству, было отозвано с ис­полнения.
В последующем работа по даль­нейшему повышению уровня опла­ты труда продолжалась в рамках работы над проектом федерально­го бюджета на 2009-2011 гг., а так­же концепции социально-экономи­ческого развития страны на пери­од до 2020 г.
- Сейчас речь идет о коренном реформировании правовой ос­новы исчисления и структуры заработной платы работников. В чем суть этой реформы?
- Фактически отменяется цент­рализованное регулирование раз­меров оплаты труда работников всех бюджетных учреждений, само понятие отраслевых систем опла­ты труда. Все полномочия по уста­новлению механизмов ее форми­рования и размеров передаются самим бюджетным учреждениям. Органы исполнительной власти всех уровней самостоятельно оп­ределяют сроки перехода, объем дополнительных финансовых средств и формируют для своих подведомственных учреждений соответствующую нормативную и рекомендательную базу. Феде­ральные учреждения в единые сро­ки - с 1 декабря прошлого года пе­решли на новые условия оплаты труда, при этом фонд оплаты тру­да увеличен на 30%.
В этих условиях с самого начала работы по определению концепту­альных подходов к реформирова­нию оплаты труда наш профсоюз, в том числе в рамках Ассоциации профсоюзов работников непроиз­водственной сферы РФ, заявлял и отстаивал позицию о необходимо­сти механизмов формирования действенной системы минимальных гарантий и установления раз­меров оплаты труда работников с учетом специфики их деятельнос­ти.
Что удалось? Сформированы профессиональные квалификаци­онные группы медицинских и фар­мацевтических работников. При этом гарантируется сохранение сложившейся дифференциации в уровнях окладов специалистов с учетом их сложности и специфики труда.
К сожалению, ряд важнейших по­зиций отстоять не удалось и в це­лом нормативно-правовая база ре­формирования условий оплаты труда ориентирована на минимиза­цию государственных гарантий в части как структуры, так и разме­ров всех ее составных частей. Так, в основе новых систем должны быть заложены базовые оклады по профессиональным квалификаци­онным группам. Однако Трудовой кодекс РФ предусматривает, что их утверждение - это право, а не обя­занность Правительства РФ. И на этом этапе реформирования усло­вий оплаты труда Правительство РФ сочло нецелесообразным ут­верждать базовые оклады.
В рамках Российской трехсто­ронней комиссии по регулирова­нию социально-трудовых отноше­ний мы зафиксировали свою пози­цию о необходимости в течение 2009 г. провести анализ размеров оплаты труда, утвержденных в фе­деральных учреждениях, с тем, чтобы на 2010 г. эта важнейшая го­сударственная гарантия минималь­ного уровня оклада работника была утверждена Правительством РФ.
Много проблем предстоит ре­шить и при определении подходов к формированию надтарифной ча­сти заработной платы. В отрасли в течение многих лет сложилась си­стема выплат компенсационного и стимулирующего характера. По­давляющее большинство наших работников получают повышения окладов за вредные и опасные ус­ловия труда, доплаты за работу в ночное время, надбавки за непре­рывный стаж работы, и для многих эта часть заработной платы превы­шает тарифную. К сожалению, ми­нимизация государственных гаран­тий отчетливо прослеживается и в этой части.
Есть еще один принципиальный вопрос, требующий дополнитель­ного рассмотрения. Это вопрос финансового обеспечения не толь­ко новых условий оплаты труда, но и норм Федерального закона о ми­нимальном размере оплаты труда, величина которого с 1 января 2009 г. составит 4330 руб. На фе­деральном уровне на эти цели вы­делено дополнительно 30% фонда оплаты труда. Однако практика по­казывает, что этих средств недо­статочно, и к существенному повы­шению уровня оплаты труда это не привело.
- А как обстоит дело в регио­нах?
- В подавляющем большинстве экономическая ситуация в терри­ториях не позволяет выделить даже этот объем требуемых средств. С нашей точки зрения, попытки реформирования системы оплаты труда на более низкой фи­нансовой базе могут привести к дискредитации самой идеи рефор­мирования, так как конечная цель - повышение материальной заин­тересованности работников в ре­зультатах своего труда - при этом достигнута не будет. Более того, попытки поиска необходимых средств за счет внутренних резер­вов означают очередной виток со­кращения коечной сети, штатной численности, что, в конечном ито­ге, не будет способствовать повы­шению качества медицинского об­служивания населения. Кроме того, в бюджетах всех уровней должны быть предусмот­рены средства на индексацию за­работной платы в связи с инфля­цией, показатели которой в минув­шем году превысили плановые. Очевидно, что не легче будет ситу­ация и в нынешнем году. А на фе­деральном уровне средства на эти цели в федеральном бюджете на 2009 год не заложены.
В этой связи мы отстаиваем в рамках РТК необходимость выде­ления финансовых средств в феде­ральном бюджете не только для реализации этой нормы Трудового кодекса в федеральных учрежде­ниях, но и для оказания соответ­ствующей финансовой помощи бюджетам субъектов РФ, а также о соответствующем гарантирован­ном увеличении тарифов на меди­цинские услуги в системе ОМС.
- А какая роль в этих непрос­тых условиях отводится первич­ным профсоюзным организаци­ям?
- В современных условиях она кардинально изменилась. Ведь все вопросы формирования условий исчисления заработной платы в каждом конкретном учреждении должны решаться с учетом их мне­ния.
Чтобы помочь профсоюзному ак­тиву разобраться в столь сложных проблемах реформы, наш профсо­юз провел цикл семинаров с работ­никами региональных организаций, председателями первичных проф­союзных организаций учреждений федерального подчинения - вузов, НИИ, санаторно-курортных учреж­дений.
И об этом будем говорить на от­четно-выборных собраниях. Мы по­нимаем, что это будет нелегкий этап в жизни нашего профсоюза, особенно ее первичных организа­ций. Сейчас, как никогда, очень многое зависит именно от умения профсоюзных лидеров всех уров­ней отстоять свои требования и предложения.
В ходе отчетно-выборных собра­ний, конференций должен найти отражение важнейший вопрос - это представительство и защита инди­видуальных и коллективных соци­ально-трудовых и экономических прав и интересов работников от­расли. Проводимые профсоюзны­ми кадрами и активом в последние два года проверки по соблюдению работодателями норм трудового законодательства показывают, что количество нарушений не умень­шается, а, наоборот, из года в год увеличивается. В 2007 г. их было выявлено более 5 тыс. В этой свя­зи региональным организациям профсоюза следует обратить осо­бое внимание на совместную рабо­ту с органами прокуратуры и фе­деральной инспекцией труда, до­биваться неотвратимости ответ­ственности работодателей за нару­шение трудовых прав работников.
- Одной из главных функций профсоюза, кроме защитной, является сглаживание противо­речий, возникающих в сфере трудовых отношений. Речь идет о социальном партнерстве. Эти взаимоотношения требуют, по-видимому, совершенствования?
- В отличие от производственных отраслей в бюджетной сфере, в том числе и в здравоохранении, всегда существовала сложная, многоуровневая система социаль­ного партнерства. Проведенная в стране административная рефор­ма, реализация известных 184-го, 131-го и 122-го федеральных зако­нов, трехуровневое разделение учреждений здравоохранения и финансирование их из соответ­ствующих бюджетов, отказ госу­дарства в лице Минздравсоцразви-тия России быть стороной социаль­ного партнерства еще больше ус­ложнили ситуацию. И если на фе­деральном уровне профсоюзом за многие годы накоплен определен­ный опыт, выработаны и совершен­ствуются навыки ведения коллек­тивных переговоров и заключения соглашений, то положение, при котором самостоятельным носите­лем социальной политики стал субъект Российской Федерации, тем более муниципальный район или городской округ, - это относи­тельно новое явление, которого не было до начала рыночных реформ. К тому же в здравоохранении от­сутствуют отраслевые объедине­ния работодателей в традицион­ном понимании этого термина. В качестве работодателя выступа­ет государство, субъект РФ и му­ниципальное образование. А согла­шения в отношении органов госу­дарственной власти и органов ме­стного самоуправления действуют только в пределах взятых ими обя­зательств.
- С 1 января 2009 г. без изъя­тий, в полном, объеме начинает действовать Федеральный за­кон от 6 октября 2003 г. «Об об­щих принципах местного само­управления в Российской Феде­рации». Прокомментируйте, что ожидает медиков?
- Это значит, что благополучие работников учреждений здравоох­ранения, в том числе оплата, усло­вия и охрана труда, дополнитель­ные социальные гарантии и т.п., находящихся в ведении муници­пальных районов, городских окру­гов (а это две трети учреждений здравоохранения страны), будет напрямую зависеть от наполняемо­сти местных бюджетов, предостав­ленных субъектом РФ дотаций и субсидий, от доли бюджетов, вы­деляемой на организацию меди­цинской помощи. От того, чего до­бьются организации профсоюза через коллективные договоры и со­глашения. Интересы работников при проведении коллективных пе­реговоров, заключении и измене­нии соглашений представляют рай­онные, городские (местные) профсоюзные организации. По данным статистики, сегодня их в структуре региональных организа­ций профсоюза 727, а муниципаль­ных районов и городских округов в стране - более 2 тыс. Возникает за­кономерный вопрос, как реализо-вывать социальное партнерство в 30 субъектах РФ, где нет этих орга­низаций и все первички стоят на профсоюзном учете и обслужива­нии непосредственно в комитете региональной организации проф­союза? Здесь роль стороны, пред­ставляющей интересы работников учреждений здравоохранения, роль инициатора проведения пере­говоров по поводу заключения тер­риториального отраслевого согла­шения обязаны выполнять област­ные, краевые, республиканские организации. Конечно, эта работа для комитетов новая, трудоемкая, опыта в ее проведении практичес­ки нет.
- В принятой Концепции де­мографической политики до 2015 г. особое место отведено вопросам охраны труда. Как вы считаете, достаточно ли принимается мер на этом направле­нии?
- С целью защиты здоровья ра­ботающего населения и обеспече­ния безопасности труда Минздрав-соцразвития России подготовило Программу по улучшению условий и охраны труда, предполагающую сокращение смертности на произ­водстве, травматизма, професси­ональных заболеваний, а также внедрение системы управления профессиональными рисками. Од­нако в отрасли практически не ре­шаются вопросы финансирования этих мероприятий. Не везде разра­батываются и утверждаются про­граммы оптимизации условий и охраны труда.
Не решаются вопросы оздоров­ления медицинских работников и их санаторно-курортного лечения, обязательного страхования меди­цинских и фармацевтических ра­ботников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Сохраня­ется высокий уровень производ­ственного травматизма, професси­ональной заболеваемости, заболе­ваемости с временной утратой тру­доспособности. В организациях не создаются условия по формирова­нию у медицинских работников здорового образа жизни, недоста­точно уделяется внимания органи­зации физкультурно-оздорови­тельной работы.
- Что можно сказать о взаимо­действии структур профсоюза всех уровней с органами законо­дательной и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления?
- Сегодня необходимо добиваться от них принятия таких решений, которые бы повлияли на уровень жизни работников здравоохране­ния. Их работа достойна весомого вознаграждения.
Чтобы эффективно выполнять свои функции в современных усло­виях, профсоюзные организации должны совершенствовать свою деятельность. Сегодня, как никог­да, возрастает ответственность профсоюза в решении вопросов по защите социально-экономических интересов работников здравоохра­нения. В условиях экономического кризиса его структуры остаются единственной реальной силой, способной противостоять попыт­кам переложить его последствия на их плечи.
При этом мы не можем не заме­чать, что в последние годы идет активное сокращение сети учреж­дений здравоохранения,связанное с реорганизацией участковых боль­ниц и сельских амбулаторий, кото­рые становятся структурными под­разделениями центральных район­ных больниц. Только в течение 2005-2006 гг. прошла реорганиза­ция Госсанэпидслужбы Российской Федерации, общее число лечебно-профилактических учреждений со­кратилось на 36,5%, в том числе прекратили свое существование более 2 тыс. участковых больниц, а число самостоятельных амбулато­рий уменьшилось в 5,5 раза.
Необходимо обратить внимание на молодежь, вовлекая ее в орбиту профсоюзной деятельности, рас­сматривая в качестве резерва на руководителей организаций проф­союза всех уровней. Кто, как не они, призваны сохранить и приум­ножить лучшие профсоюзные тра­диции.
Результаты деятельности всех структур профсоюза напрямую за­висят от того, как мы сумеем по­высить профессионализм, компе­тенцию и образовательной уровень профсоюзных работников и акти­вистов, как научим их отвечать вы­зовам времени.

 «Медицинская газета» № 1, от 14.01.2008 г.

 

          
           
              
© Профессиональный союз работников здравоохранения РФ, 2021

Please publish modules in offcanvas position.