Кровное дело профсоюза
Оно заключается в том, чтобы противостоять попыткам переложить последствия экономического кризиса на плечи медиков
2009 г. объявлен в Профсоюзе работников здравоохранения годом проведения отчетно-выборной кампании. Это будет в буквальном смысле слова смотр профсоюзных сил, их активности и боевитости за неукоснительное соблюдение трудовых прав и интересов каждого работника здравоохранения, каждого трудового коллектива....
А завершится кампания V съездом в мае 2010 г. Что профсоюзу и его организациям удалось сделать, какие проблемы еще не решаются, какие стоят задачи - об этом состоялся разговор корреспондента «МГ» с председателем Профсоюза работников здравоохранения РФ доктором медицинских наук Михаилом Кузьменко.
- Михаил Михайлович, хотелось бы, как говорится, из первых уст узнать, что даст профсоюзу проведение отчетно-выборной кампании?
- Прежде всего возможность заявить о целях и задачах, проинформировать трудящихся об итогах своей деятельности и намерениях на перспективу, привлечь общественное внимание к проблемам здравоохранения и работников отрасли. Предметом серьезного обсуждения будут вопросы, связанные с оплатой труда.
Именно в этот отчетный период здравоохранение, да и вся бюджетная сфера, оказались на переломном этапе, когда были отменены четкая единая система и централизация в условиях и уровнях оплаты труда, в которой мы все в течение длительного времени работали. Несмотря на все ее недостатки, она обеспечивала единые принципы и гарантии в построении систем оплаты труда работников. Нам всем пришлось учиться работать в новых условиях реализации принципов разделения полномочий органов управления разных уровней, в частности здравоохранения. По-новому были поставлены проблемы и перед властями.
- В чем здесь проявилась позиция профсоюза?
- Средняя зарплата по отрасли значительно отстает от средней по народному хозяйству, а для значительной части не достигает прожиточного минимума. Поэтому основным направлением нашей деятельности продолжала оставаться работа по повышению размера заработной платы.
Показательна ситуация, сложившаяся в 2007 и 2008 гг., после утверждения правительством страны новых принципов и подходов к повышению заработной платы в бюджетной сфере: вместо индексации окладов средства федерального бюджета были направлены на увеличение выплат стимулирующего характера. Мы понимали, что на фоне крайне низкого уровня сложившейся заработной платы,практически полного отсутствия государственных гарантий по ее структуре, размерам тарифной и надтарифной части такой подход не может обеспечить гарантированного повышения заработной платы каждого работника даже на величину инфляции. Именно поэтому мы выразили категорическое несогласие с такими подходами, что позволило, пусть в незначительной степени, но выправить ситуацию. В результате приказами Минздравсоц-развития России надбавки были установлены всем категориям работников, в единые сроки и в единых размерах - в сентябре 2007 г.
- 15% к окладу, а с февраля 2008 г.
- 14% к заработной плате в полном объеме.
Да, это не то повышение, которого ждал каждый наш работник! Да, оно даже в незначительной степени не соответствует напряженности и степени социальной значимости их труда. Но ведь и этого добиться было крайне трудно.
Еще одна реальная проблема сложилась в федеральных учреждениях высшего медицинского образования и науки. В связи с исключением из общей суммы заработной платы работников, к которой должна быть установлена стимулирующая выплата в размере 14% с 1 февраля 2008 г., размеров надбавок за должности доцента и профессора (соответственно 40% и 60% к окладу), а также размеров доплат за ученую степень доктора наук и кандидата наук (соответственно 7 тыс. руб. и 3 тыс. руб.), установленных соответствующим федеральным законом. Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, активным членом которой является наш профсоюз, выразил категорическое несогласие с таким ограничением размера стимулирующей надбавки к заработной плате.
Неоднократное рассмотрение этого вопроса на РТК, письма к председателю Правительства РФ, в Рострудинспекцию, которая провела мониторинг ситуации на местах, в Генпрокуратуру РФ дали положительные результаты. По представлению Генпрокуратуры РФ разъяснение Минздравсоцразви-тия России, противоречащее законодательству, было отозвано с исполнения.
В последующем работа по дальнейшему повышению уровня оплаты труда продолжалась в рамках работы над проектом федерального бюджета на 2009-2011 гг., а также концепции социально-экономического развития страны на период до 2020 г.
- Сейчас речь идет о коренном реформировании правовой основы исчисления и структуры заработной платы работников. В чем суть этой реформы?
- Фактически отменяется централизованное регулирование размеров оплаты труда работников всех бюджетных учреждений, само понятие отраслевых систем оплаты труда. Все полномочия по установлению механизмов ее формирования и размеров передаются самим бюджетным учреждениям. Органы исполнительной власти всех уровней самостоятельно определяют сроки перехода, объем дополнительных финансовых средств и формируют для своих подведомственных учреждений соответствующую нормативную и рекомендательную базу. Федеральные учреждения в единые сроки - с 1 декабря прошлого года перешли на новые условия оплаты труда, при этом фонд оплаты труда увеличен на 30%.
В этих условиях с самого начала работы по определению концептуальных подходов к реформированию оплаты труда наш профсоюз, в том числе в рамках Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, заявлял и отстаивал позицию о необходимости механизмов формирования действенной системы минимальных гарантий и установления размеров оплаты труда работников с учетом специфики их деятельности.
Что удалось? Сформированы профессиональные квалификационные группы медицинских и фармацевтических работников. При этом гарантируется сохранение сложившейся дифференциации в уровнях окладов специалистов с учетом их сложности и специфики труда.
К сожалению, ряд важнейших позиций отстоять не удалось и в целом нормативно-правовая база реформирования условий оплаты труда ориентирована на минимизацию государственных гарантий в части как структуры, так и размеров всех ее составных частей. Так, в основе новых систем должны быть заложены базовые оклады по профессиональным квалификационным группам. Однако Трудовой кодекс РФ предусматривает, что их утверждение - это право, а не обязанность Правительства РФ. И на этом этапе реформирования условий оплаты труда Правительство РФ сочло нецелесообразным утверждать базовые оклады.
В рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений мы зафиксировали свою позицию о необходимости в течение 2009 г. провести анализ размеров оплаты труда, утвержденных в федеральных учреждениях, с тем, чтобы на 2010 г. эта важнейшая государственная гарантия минимального уровня оклада работника была утверждена Правительством РФ.
Много проблем предстоит решить и при определении подходов к формированию надтарифной части заработной платы. В отрасли в течение многих лет сложилась система выплат компенсационного и стимулирующего характера. Подавляющее большинство наших работников получают повышения окладов за вредные и опасные условия труда, доплаты за работу в ночное время, надбавки за непрерывный стаж работы, и для многих эта часть заработной платы превышает тарифную. К сожалению, минимизация государственных гарантий отчетливо прослеживается и в этой части.
Есть еще один принципиальный вопрос, требующий дополнительного рассмотрения. Это вопрос финансового обеспечения не только новых условий оплаты труда, но и норм Федерального закона о минимальном размере оплаты труда, величина которого с 1 января 2009 г. составит 4330 руб. На федеральном уровне на эти цели выделено дополнительно 30% фонда оплаты труда. Однако практика показывает, что этих средств недостаточно, и к существенному повышению уровня оплаты труда это не привело.
- А как обстоит дело в регионах?
- В подавляющем большинстве экономическая ситуация в территориях не позволяет выделить даже этот объем требуемых средств. С нашей точки зрения, попытки реформирования системы оплаты труда на более низкой финансовой базе могут привести к дискредитации самой идеи реформирования, так как конечная цель - повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда - при этом достигнута не будет. Более того, попытки поиска необходимых средств за счет внутренних резервов означают очередной виток сокращения коечной сети, штатной численности, что, в конечном итоге, не будет способствовать повышению качества медицинского обслуживания населения. Кроме того, в бюджетах всех уровней должны быть предусмотрены средства на индексацию заработной платы в связи с инфляцией, показатели которой в минувшем году превысили плановые. Очевидно, что не легче будет ситуация и в нынешнем году. А на федеральном уровне средства на эти цели в федеральном бюджете на 2009 год не заложены.
В этой связи мы отстаиваем в рамках РТК необходимость выделения финансовых средств в федеральном бюджете не только для реализации этой нормы Трудового кодекса в федеральных учреждениях, но и для оказания соответствующей финансовой помощи бюджетам субъектов РФ, а также о соответствующем гарантированном увеличении тарифов на медицинские услуги в системе ОМС.
- А какая роль в этих непростых условиях отводится первичным профсоюзным организациям?
- В современных условиях она кардинально изменилась. Ведь все вопросы формирования условий исчисления заработной платы в каждом конкретном учреждении должны решаться с учетом их мнения.
Чтобы помочь профсоюзному активу разобраться в столь сложных проблемах реформы, наш профсоюз провел цикл семинаров с работниками региональных организаций, председателями первичных профсоюзных организаций учреждений федерального подчинения - вузов, НИИ, санаторно-курортных учреждений.
И об этом будем говорить на отчетно-выборных собраниях. Мы понимаем, что это будет нелегкий этап в жизни нашего профсоюза, особенно ее первичных организаций. Сейчас, как никогда, очень многое зависит именно от умения профсоюзных лидеров всех уровней отстоять свои требования и предложения.
В ходе отчетно-выборных собраний, конференций должен найти отражение важнейший вопрос - это представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-трудовых и экономических прав и интересов работников отрасли. Проводимые профсоюзными кадрами и активом в последние два года проверки по соблюдению работодателями норм трудового законодательства показывают, что количество нарушений не уменьшается, а, наоборот, из года в год увеличивается. В 2007 г. их было выявлено более 5 тыс. В этой связи региональным организациям профсоюза следует обратить особое внимание на совместную работу с органами прокуратуры и федеральной инспекцией труда, добиваться неотвратимости ответственности работодателей за нарушение трудовых прав работников.
- Одной из главных функций профсоюза, кроме защитной, является сглаживание противоречий, возникающих в сфере трудовых отношений. Речь идет о социальном партнерстве. Эти взаимоотношения требуют, по-видимому, совершенствования?
- В отличие от производственных отраслей в бюджетной сфере, в том числе и в здравоохранении, всегда существовала сложная, многоуровневая система социального партнерства. Проведенная в стране административная реформа, реализация известных 184-го, 131-го и 122-го федеральных законов, трехуровневое разделение учреждений здравоохранения и финансирование их из соответствующих бюджетов, отказ государства в лице Минздравсоцразви-тия России быть стороной социального партнерства еще больше усложнили ситуацию. И если на федеральном уровне профсоюзом за многие годы накоплен определенный опыт, выработаны и совершенствуются навыки ведения коллективных переговоров и заключения соглашений, то положение, при котором самостоятельным носителем социальной политики стал субъект Российской Федерации, тем более муниципальный район или городской округ, - это относительно новое явление, которого не было до начала рыночных реформ. К тому же в здравоохранении отсутствуют отраслевые объединения работодателей в традиционном понимании этого термина. В качестве работодателя выступает государство, субъект РФ и муниципальное образование. А соглашения в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления действуют только в пределах взятых ими обязательств.
- С 1 января 2009 г. без изъятий, в полном, объеме начинает действовать Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Прокомментируйте, что ожидает медиков?
- Это значит, что благополучие работников учреждений здравоохранения, в том числе оплата, условия и охрана труда, дополнительные социальные гарантии и т.п., находящихся в ведении муниципальных районов, городских округов (а это две трети учреждений здравоохранения страны), будет напрямую зависеть от наполняемости местных бюджетов, предоставленных субъектом РФ дотаций и субсидий, от доли бюджетов, выделяемой на организацию медицинской помощи. От того, чего добьются организации профсоюза через коллективные договоры и соглашения. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении соглашений представляют районные, городские (местные) профсоюзные организации. По данным статистики, сегодня их в структуре региональных организаций профсоюза 727, а муниципальных районов и городских округов в стране - более 2 тыс. Возникает закономерный вопрос, как реализо-вывать социальное партнерство в 30 субъектах РФ, где нет этих организаций и все первички стоят на профсоюзном учете и обслуживании непосредственно в комитете региональной организации профсоюза? Здесь роль стороны, представляющей интересы работников учреждений здравоохранения, роль инициатора проведения переговоров по поводу заключения территориального отраслевого соглашения обязаны выполнять областные, краевые, республиканские организации. Конечно, эта работа для комитетов новая, трудоемкая, опыта в ее проведении практически нет.
- В принятой Концепции демографической политики до 2015 г. особое место отведено вопросам охраны труда. Как вы считаете, достаточно ли принимается мер на этом направлении?
- С целью защиты здоровья работающего населения и обеспечения безопасности труда Минздрав-соцразвития России подготовило Программу по улучшению условий и охраны труда, предполагающую сокращение смертности на производстве, травматизма, профессиональных заболеваний, а также внедрение системы управления профессиональными рисками. Однако в отрасли практически не решаются вопросы финансирования этих мероприятий. Не везде разрабатываются и утверждаются программы оптимизации условий и охраны труда.
Не решаются вопросы оздоровления медицинских работников и их санаторно-курортного лечения, обязательного страхования медицинских и фармацевтических работников, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда. Сохраняется высокий уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В организациях не создаются условия по формированию у медицинских работников здорового образа жизни, недостаточно уделяется внимания организации физкультурно-оздоровительной работы.
- Что можно сказать о взаимодействии структур профсоюза всех уровней с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления?
- Сегодня необходимо добиваться от них принятия таких решений, которые бы повлияли на уровень жизни работников здравоохранения. Их работа достойна весомого вознаграждения.
Чтобы эффективно выполнять свои функции в современных условиях, профсоюзные организации должны совершенствовать свою деятельность. Сегодня, как никогда, возрастает ответственность профсоюза в решении вопросов по защите социально-экономических интересов работников здравоохранения. В условиях экономического кризиса его структуры остаются единственной реальной силой, способной противостоять попыткам переложить его последствия на их плечи.
При этом мы не можем не замечать, что в последние годы идет активное сокращение сети учреждений здравоохранения,связанное с реорганизацией участковых больниц и сельских амбулаторий, которые становятся структурными подразделениями центральных районных больниц. Только в течение 2005-2006 гг. прошла реорганизация Госсанэпидслужбы Российской Федерации, общее число лечебно-профилактических учреждений сократилось на 36,5%, в том числе прекратили свое существование более 2 тыс. участковых больниц, а число самостоятельных амбулаторий уменьшилось в 5,5 раза.
Необходимо обратить внимание на молодежь, вовлекая ее в орбиту профсоюзной деятельности, рассматривая в качестве резерва на руководителей организаций профсоюза всех уровней. Кто, как не они, призваны сохранить и приумножить лучшие профсоюзные традиции.
Результаты деятельности всех структур профсоюза напрямую зависят от того, как мы сумеем повысить профессионализм, компетенцию и образовательной уровень профсоюзных работников и активистов, как научим их отвечать вызовам времени.
«Медицинская газета» № 1, от 14.01.2008 г.